- Задача уполномоченного – обеспечить процессуальные, организационные и дру-гие условия реализации и соблюдения прав и законных интересов детей в области образо-вания, защитить и восстановить права детей. Разбираться с конфликтами, произошедшими в рамках школы. Принимать меры по защите детей от психологического, физического и иных форм насилия в образовательных учреждениях. Пока уполномоченным ещё не вы-даны должностные инструкции, но они уже принимали участие в городских совещаниях, на которых оглашались обязанности уполномоченных, а также в областном совещании, в котором приняли участие все уполномоченные области.
- Почему возникла необходимость ввести в школах такую должность?
- Потому что в последнее время в отделы образования Кузбасса поступает много обращений по поводу различных конфликтов в школах. Это может быть конфликт учени-ка и учителя, ученика и всего класса, ученика и всей школы. Жалоб бывает очень много, и не всегда сотрудник гороно может принять по этим жалобам объективное решение, по-скольку реальную
картину происходящего знают только люди, работающие в данной школе. Отдел образования не в состоянии дойти до каждого ребёнка, до каждого родите-ля, выявить все конфликты и помочь разрешить проблему ещё на начальной стадии, пока конфликт не перерос в драму для ребёнка. Разбирать такие ситуации и лучше, и легче, и полезнее на местах. Уполномоченный – человек этой же школы – ситуацию знает макси-мально полно. Знают и его. И если ученики ему доверяют, то придут за помощью именно к этому человеку. Родителям это тоже удобнее. Им не придётся раздувать скандал до уровня гороно, многие, очень многие конфликты будут решаться в пределах школы. И нам легче будет – не придётся по каждому случаю собирать комиссию.
- Это новая штатная единица в образовательных учреждениях?
- Нет, люди «со стороны» на эту должность не привлекаются. Обязанности упол-номоченных возложены на одного учителя в каждой школе. За дополнительную нагрузку учителям доплачивается из областного бюджета 1000 рублей к зарплате. Сегодня люди уже приступили к выполнению своих обязанностей.
- По каким критериям городской отдел образования выбирал учителей на эту должность?
- Выбирали, безусловно, по опыту работы в школе и по личным качествам. Упол-номоченным по правам учащихся должен быть учитель, пользующийся авторитетом как у коллег, так и у учащихся. Он должен иметь свою, чёткую, жизненную позицию. Этот че-ловек должен быть психологически сильным, чтобы уметь отстаивать права учащегося, не взирая на лица и должности. Потому что, кроме всего прочего, уполномоченный должен следить и за соблюдением прав ребёнка директором школы.
- Чем должен руководствоваться в своей работе уполномоченный?
- В первую очередь это Конституция Российской Федерации и Закон Российской Федерации «Об образовании»,
- Думаю, было бы правильным перечислить сейчас тех людей, кто сегодня яв-ляется уполномоченным по защите прав учащихся – чтобы родители имели пред-ставление к кому обращаться в сложной ситуации.
- Сегодня в школе № 1 обязанности по правам уполномоченного исполняет Ольга Николаевна Кудасова, заместитель директора по воспитательной работе (опыт работы – 14 лет). В школе № 2 – Людмила Геннадьевна Надь, учитель биологии (стаж – 17 лет). В школе № 3 – Елена Николаевна Галиева, педагог-психолог (стаж - 11 лет). В школе № 4 – Альфина Анисовна Кушнарёва, социальный педагог (опыт работы - 15 лет). В школе № 5 – Надежда Степановна Токарева, учитель математики (стаж - 34 года). В школе № 8 – Ольга Ивановна Сорокина, педагог-психолог (стаж - 14 лет). В лицее № 15 обязанности уполномоченного возложены на Марину Александровну Конашевич, учителя русского языка и литературы (стаж - 24 года). В школе № 16 уполномоченным является Ирина Пет-ровна Арапова, учитель географии (опыт работы - 14 лет). В лицее № 17 – Ирина Никола-евна Терешкина, учитель ИЗО и черчения (стаж - 13 лет). Имена этих учителей будут ука-заны на школьных стендах, чтобы все учащиеся и родители знали, кому обращаться в случае каких-либо конфликтов. Мы сообщили руководству школ, что их задача - провести агитационную работу среди учащихся и объяснить, кто такой уполномоченный, какие во-просы он решает.
- Каким образом будет контролироваться деятельность уполномоченных? Кто будет её контролировать?
- Контроль за деятельностью уполномоченных будет осуществляться отделом об-разования. В первую очередь мы проверим насколько хорошо была проведена агитацион-ная работа в школах: все ли учащиеся знают своего уполномоченного? И, конечно же, бу-дем разбираться по поступающим в гороно жалобам: почему уполномоченный сам не смог разобраться в данной проблеме? Должность эта существует в кузбасских школах ещё меньше месяца, поэтому пока трудно судить, насколько своевременно она была введена, насколько эффективно работают уполномоченные. Но думаю через полгода о результатах уже можно будет поговорить.
Беседу вела
С. ПОПУРИЙ.
Незарегистрированным пользователям доступны комментарии только из системы "Вконтакте".
Пожалуйста зарегистрируйтесь.