Статьями 26 и 29 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к обязательному условию для получения прав на управление транспортным средством отнесено обучение на специальных курсах вождения с последующей сдачей экзамена в ГИБДД.
Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах осуществляется организациями в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах проводится на основании методических рекомендаций, разрабатываемых совместно федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление соответственно в области транспорта, образования, здравоохранения и социальной защиты населения.
В целях реализации Федерального закона № 196-ФЗ приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1408 утверждены 28 примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, которые обязательны к применению с 12 августа 2014 г. (далее – Примерные программы).
Следует отметить ряд принципиальных отличий Примерных программ от тех, которые применялись ранее.
Так, в Примерных программах содержание образования разделено на циклы: базовый (изучается один раз при получении любой категории или подкатегории и перезачитывается при обучении на любую другую категорию); специальный (необходимый для подготовки водителей транспортных средств определенной категории или подкатегории); профессиональный цикл, обеспечивающий освоение основ профессии водителя (изучается при обучении на те категории и подкатегории транспортных средств, которые могут осуществлять перевозку пассажиров и грузов).
Особое внимание в Примерных программах уделено вопросам психологии водителя, поэтому в базовый цикл введен новый предмет «Психофизиологические основы деятельности водителя», в процессе освоения которого обучающиеся смогут освоить навыки саморегуляции и профилактики конфликтов.
В настоящее время длительность теоретических занятий измеряется в академических часах, а длительность практических занятий по обучению вождению в астрономических часах, что позволило увеличить количество часов практических занятий.
Впервые предусмотрена возможность проведения занятий в условиях дорожного движения в темное время суток, в условиях недостаточной видимости.
Кроме изменения содержания учебных предметов новым является то, что Примерные программы содержат планируемые результаты освоения программы, систему оценки результатов освоения программы, условия реализации программы (организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические, материально-технические) и учебно-методические материалы, обеспечивающие реализацию Примерной программы. Впервые введены формулы для определения пропускной способности учебных кабинетов и необходимого количества транспортных средств в автошколе.
Условия реализации Примерных программ предусматривают также и раздел «Материально-технические условия реализации Примерной программы», который содержит перечень учебного оборудования (технических средств обучения и учебно-наглядных пособий по предметам), требования к учебным транспортным средствам и закрытым площадкам (автодромам) для первоначального обучения вождению. К примеру, установлен минимально допустимый размер закрытой площадки (автодрома) - не менее 0,24 га. Более того, Примерные программы устанавливают различные требования к закрытым площадкам и автодромам. Автошколам, которые начнут обучение на новые категории и подкатегории, понадобится оснащение соответствующим учебным оборудованием и транспортными средствами.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, наличие согласованных с Госавтоинспекцией программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также заключения Госавтоинспекции о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям - для образовательных программ подготовки водителей автомототранспортных средств является обязательным лицензионным требованием при осуществлении лицензиатом образовательной деятельности.